Если бизнес ведется в Интернете, это не означает, что он находится вне рамок закона. Более того, государство все больше и больше включается в регулирование интернет-бизнеса. Взять хотя бы ужесточение требований в части обработки персональных данных или онлайн-касс. Плохо это или хорошо – спорный вопрос.
Вместе с тем большинство уже существующих интернет-проектов напрямую не регулируются специальными нормативными актами. Например, нет законодательства о краудфандинге и краудинвестинге, до сих пор не приняты законы о телемедицине и маркетплейсах.
Такая ситуация несколько осложняет юридическое сопровождение ит бизнеса по сравнению с сопровождением традиционных компаний. Ведь юристам приходится адаптировать нормы ГК к особенностям интернет-проектов, а также учитывать риски, выявленные судебной практикой.
Чтобы интернет-проект мог прожить долгую и яркую жизнь, нужно определить для себя следующее:
1. Наличие прямого правового регулирования.
2. Наличие законодательных запретов или ограничений деятельности.
Скажем, деятельность сервисов мобильного такси – таких как Яндекс. Такси, Gett – напрямую не регулируется законодательством. Они являются посредниками между таксистами и пассажирами, сами же деятельность по перевозке не осуществляют. Но, если посмотреть на законодательство о такси и текущую судебную практику с точки зрения того, кто оказывает юридические услуги для интернет-проектов, становится очевидно, что государство пристально следит за такими сервисами. В зависимости от того, какую договорную модель выбрал проект, его деятельность может быть запрещена. Есть даже множество примеров ограничения рекламы подобных сервисов.
3. Выбор договорной модели.
От этого зависят не только права и обязанности сервиса по отношению к пользователям, но и налоги, которые должен платить сервис. Взять, к примеру, некий маркетплейс. Работа с ним не просто юридическое сопровождение интернет магазина, здесь нужно разрабатывать более сложную договорную схему. Например, с поставщиками проект может выбрать форму договора поставки, тогда продажа товаров будет вестись от имени самого маркетплейса и за все недостатки будет отвечать он. Или же он может работать по агентскому договору – это позволит сократить налоговую нагрузку и перенести бремя ответственности за товар на поставщиков.
4. Налоговые риски.
Этот пункт напрямую связан с договорной моделью. Но налоговую нагрузку стоит рассчитывать отдельно, чтобы потом не было неприятных сюрпризов.
5. Вопросы персональных данных.
На сайте в обязательном порядке нужно разместить Политику обработки персональных данных и согласие на их обработку. Одновременно внутри компании необходимо разработать и внедрить целый пакет документов по работе с ПДн. Также следует соблюдать требования о локализации и разместить первичный сервер на территории РФ.
За годы практики мы научились понимать с полуслова проекты из следующих областей:
- SaaS;
- маркетплейсы;
- краудфандинг и краудинвестинг;
- онлайн-СМИ;
- P2P-кредитование;
- и многих других.